Перейти к содержанию

Легендарные танки Астрова: Т-60, Т-70, Т-80


Разработка нового танка за неделю. Начали с замены пушки и создали новый танк. Всё отлично, но давайте сделаем башню двухместной. Думаете, это шутки? Нет, это истории трёх легендарных машин.

 

 

 

group_42 (1).png

Т-60

t60dev02-a0be8740c07885eea559debd91d7febb.webp

Один из чертежей танка, первая дата – 22 июля 1941 года. Источник: архив Ю.И. Пашолока

История создания танка Т-60 нетипична для советского танкостроения. Мало того, что машину приняли на вооружение ещё до подготовки первого чертежа, так ещё с самого начала предполагалось выпускать её тысячами и сразу на трёх заводах. Хотя итоговые показатели оказались значительно скромнее первоначальных планов, более чем 5500 построенных машин – это очень приличная цифра.

Танк продержался на конвейере с сентября 1941 по июль 1942 года и стал самым массовым лёгким танком в истории. Появившись на фронте в разгар битвы за Москву, эти машины внесли довольно заметную лепту в борьбу с противником.

17 июля 1941 года было подписано постановление ГКО №179сс «О производстве лёгких танков Т-60 на заводе №37 Наркомсредмаша». Однако, с первоначальным планом — разработать Т-60 на базе Т-40 — всё было непросто. Дело в том, что конструкция корпуса и башни Т-40 были довольно сложными. Через пару дней вышел приказ НКСМ №360сс о разработке упрощённой версии корпуса и башни, и состоялось техническое совещание, в ходе которого обсуждалась конструкция танка Т-60 и дальнейшее его производство. Впрочем, реальная работа по «упрощённому Т-40» началась ещё раньше: некоторые из обнаруженных исследователем Ю.И. Пашолоком чертежей датированы 22 июля, то есть ещё до приказа НКСМ.

 

 

t60dev09-41f90bcab5e3ecde9b3a9451304415dc.webp

Танки Т-60 33-й танковой бригады на параде 7 ноября 1941 года. Источник: архив Ю.И. Пашолока

Заводское КБ, возглавляемое Астровым, поставило мировой рекорд по скорости разработки танка: чертежи последних групп были сданы уже 28 июля, то есть весь цикл разработки документации занял всего неделю!

Безусловно, создание и производство Т-60 было во многом вынужденной мерой. Огневой мощи его 20-мм пушки хватало только на борьбу с легкобронированными целями, а броня защищала максимум от крупнокалиберных пулемётов. Тем не менее, или такой танк, или вообще никакого. Т-60 отлично справлялся с ролями поддержки пехоты и разведчика. Маленький, довольно юркий и тихий, этот танк сыграл свою важную роль в боях конца 1941 – начала 1943 годов. А на Ленинградском фронте и в Карелии Т-60 прослужили вплоть до осени 1944 года.

group_42 (1).png

Т-70

t70dev06-805de53759bb5e3f431f0541b13c0d78.webp
 
Опытный танк ГАЗ-70 (Т-70) с литой башней, заводской двор ГАЗ им. Молотова, февраль 1942 года. Источник: архив Ю.И. Пашолока

В сентябре 1941 года Красная армия приняла на вооружение лёгкий танк Т-60. Это было необходимо, поскольку огромные танковые потери первого месяца Великой Отечественной войны требовалось срочно восполнять. И хотя запланированное количество машин до конца 1941 года выпустить так и не удалось, уже с октября Т-60 стал массово поступать в войска. Этот танк сыграл важную роль в отражении наступления противника под Москвой. Вместе с тем, ещё в сентябре 1941 года появилась идея о модернизации Т-60, которая привела к созданию более тяжёлого танка, получившего название T-70.

Согласно данным Ю.И. Пашолока, уже в ходе испытаний первого образца Т-60 к автоматической пушке танка были предъявлены претензии, связанные с недостаточной огневой мощью. Вполне логичным решением проблемы бронепробития являлась установка более мощного вооружения. В небольшую башню требовалось установить пушку, спаренный с ней пулемёт и прицел, а также оставить достаточно места для командира танка, выполнявшего ещё роль наводчика и заряжающего. Коллектив ГАЗ им. Молотова для достижения этих целей несколько изменил исходную схему размещения вооружения. Из-за изменения расположения вооружения и рабочего места командира пришлось изменить расположение механизмов поворота и подъёма башни, а также по-иному разместить боеукладки.

 

t70dev14-1c2d24ea3c7c15a5a5bbb2505634cfc3.webp

Танки Т-70 со сварными башнями отправляются на фронт. Источник: архив Ю.И. Пашолока

После внесённых изменений и без того не слишком просторная башня Т-60 стала ещё более тесной, а работа поворотными механизмами в башне с новой компоновкой стала менее удобной. Настала очередь серьёзной переделки башни. Орудийную установку пришлось ещё больше выносить вперёд, а для увеличения внутреннего пространства было решено сделать в башне кормовую нишу. В конечном счёте в финальной конструкции от башни Т-60 не осталось ничего.

Растущая в размерах и массе башня стала причиной для запуска работ по кардинальной переделке всего танка Т-60. Возросшая боевая масса потребовала установки новой силовой установки. Более длинная силовая установка стала причиной удлинения и корпуса танка. При его переделке инженеры отказались от рубки механика-водителя, заменив её наклонным листом с массивным люком, в котором был установлен смотровой прибор. Как пишет Ю.И. Пашолок, такая конструкция оказалась более стойкой к вражеским снарядам. Пришлось вносить изменения и в ходовую часть. Одним словом, по факту у конструкторов вместо модернизированного Т-60 получался новый танк.

Проектирование Т-70 продолжалось весь январь и вышло на финальную стадию в начале февраля 1942 года. Уже к десятым числам месяца началась постройка опытного образца, которую закончили 14 февраля. К 19 февраля была подготовлена программа испытаний Т-70 пробегом, а также испытания установленного в танке вооружения.

group_42 (1).png

Т-80

 
t80s20-04e0f1ae79b7657e8c4b2951599c887c.webp
 

Т-80 выпуска ГАЗ им. Молотова с орудием ВТ-43. Гороховецкий АНИОП, конец сентября 1943 года. Источник: архив Ю.И. Пашолока

Финальная конструкция танка Т-70 обладала рядом недостатков, особенно по сравнению с Т-50, который по довоенным планам должен был стать основным лёгким танком Красной армии. Летом 1942 года, т.е. спустя несколько месяцев боёв на танках Т-70, появились отчёты с Брянского и Центрального фронтов. Их изучение дало старт работам по модернизации танка. В частности — созданию двухместной башни.

В одной из своих статей Ю.И. Пашолок пишет, что за основу взяли сварную башню Т-70. Поскольку башня стала значительно шире, пришлось переделывать все её элементы, включая подвижную бронировку орудийной маски. Получила башня и развитую кормовую нишу. Это позволило разместить в ней не только радиостанцию, но дополнительные укладки боеприпасов. Переделке подвергся башенный люк, которым пользовались и командир/наводчик, и заряжающий. Правда, люк получился довольно тяжёлым. Вместо прибора кругового обзора, который находился как раз в люке, командир получил перископический прибор ПТК, а заряжающий — перископический прибор, аналогичный тому, который размещался в башенном люке Т-70. Также башня получила полик, что улучшило условие работы расчёта.

 
t80s10-69eab404b3d2d8509094043f7321377e.webp

Опытный образец Т-80 на заводских испытаниях, ноябрь 1942 года. Орудие на максимальном угле возвышения. Источник: архив Ю.И. Пашолока

Заводские испытания скорострельности орудия, а также удобства работы в двухместной башне показали хорошие результаты. Скорострельность составляла 8-9 выстрелов в минуту (для сравнения: в одноместной башне не удавалось добиться более 4-5 выстрелов в минуту). Поражаемость увеличилась с 47,5 до 71%. Наводчик мог вести огонь, не отвлекаясь на наблюдение за полем боя, поскольку у заряжающего тоже имелся перископический прибор.

Далее начались работы по перепроектированию самой башни. Поскольку идея с единым люком оказалась неудачной, было решено сделать раздельные люки для командира/наводчика и для заряжающего. При этом заряжающий получил не просто люк, а командирскую башенку, оснащённую перископическим смотровым прибором. Верхняя часть башенки вращалась вокруг своей оси, что давало заряжающему возможность кругового обзора.

Вместе с орудийной установкой изменилась и носовая часть башни. Из-за резкого увеличения угла возвышения башенного орудия, орудийную установку пришлось переделывать. В новой башне угол возвышения увеличился до 60 градусов. Прежние прицелы мало подходили для ведения зенитного огня, поэтому к телескопическому прицелу добавился коллиматорный К-8Т. Для его использования в крыше башни появился отдельный лючок, открывавшийся во время ведения огня по воздушным целям.

 
t80s02-d42c1e4db5e1689fa0f578b8b2b0dcd5.webp

Переделанный Т-70 с серийным номером 208207 с двухместной башней. Конец сентября 1942 года. Источник: архив Ю.И. Пашолока

Как установил исследователь Ю.И. Пашолок, в качестве базы при постройке переработанного Т-80 был использован один из серийных Т-70Б выпуска октября 1942 года, который до того подвергался различным испытаниям. Шасси получило изменённую крышу боевого отделения. Боевая масса танка достигла 11,2 тонн, так что форсирование двигателя стало насущной необходимостью. С середины декабря 1942 года КБ начало доработку технической документации. Башня в очередной раз претерпела изменения, на сей раз уже не столь значительные. Прежде всего, изменилось расположение люка командира/наводчика, а крыша башни получила характерный скос. Переделка оказалась связана с неуравновешенностью опытной башни.

Тем не менее танк стал обретать законченный вид. Именно так появился Т-80, последний лёгкий танк военного периода, отправившийся в серию.

0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

×
×
  • Создать...